A- A A+
Управление земельных отношений
Акмолинской области
Земельный сервитут

Становление рыночных отношений в Республике Казахстан ознаменовалось возрождением категории вещных прав и формированием ее системы. В системе вещных прав на чужое имущество, наряду с другими, законодательство предусмотрело такое право как сервитут. Необходимость введения данной правовой системы вызвана экономическими потребностями общества.

Сервитут является одним из важнейших правовых институтов, который позволяет гражданам, предприятиям, объединениям и иным организациям пользоваться в ограниченном объеме чужим имуществом.

Среди вещных прав на землю особое место занимает земельный сервитут. Это — право ограниченного пользования чужим земельным участком, зданием, сооружением и другим недвижимым имуществом.

Согласно ст. 67 Земельного Кодекса Республики Казахстан основанием возникновения сервитута могут быть:

1) нормативный правовой акт;

2) договор заинтересованного лица с собственником или землепользователем;

3) акт местного исполнительного органа;

4) решение суда;

5) иные случаи, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Земельным законодательством предусматривается частный и публичный сервитут.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Тогда как, публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

§ прохода или проезда через земельный участок;

§ использования земельного участка;

§ проведения дренажных работ на земельном участке;

§ прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

§ выпаса сельскохозяйственных животных;

§ сенокошения;

§ использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

§ временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

§ свободного доступа к прибрежной полосе.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

При этом, плата за установление частного сервитута на земельные участки, находящиеся в государственной собственности и не предоставленные в землепользование, составляет пятьдесят процентов от размера земельного налога.

Таким образом, можно сказать, что суть земельного сервитута состоит в необходимости соблюдения прав третьих лиц на доступ к своему имуществу при условии возмещения убытков, понесенных в результате данных мероприятий.

Исп.: И.о. главного специалиста Управления земельных отношений Акмолинской области Орашева Д.Д.

 

Скачать (HTML 7 Kb)

Дата публикации: 03.10.2017 12:37
Последние изменения страницы: 03.10.2017 12:37
Количество просмотров: 2709

egov.kz - государственные услуги и информация онлайн

 

@2019 ГУ «Управление земельных отношений Акмолинской области»
Яндекс.Метрика

Почтовый адрес:

Телефон:

Электронная почта:

г. Кокшетау, ул. Cатпаева, 1б

8 (7162) 25-34-71

land@akmo.kz